ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Ближайшие мероприятия
Новости

"Ростелеком" сделает дома "умными"

11.04.2016

"Ростелеком" планирует в нынешнем году запустить в пилотную эксплуатацию облачную услугу "Умный дом" на базе национальной облачной платформы ("О7"). Пилотный проект будет реализован в МРФ "Северо-Запад" и МРФ "Волга". По мнению экспертов, развитие этого сервиса в массовом сегменте возможно только при предложении недорогого решения, которое обойдется абоненту не более чем в несколько сотен рублей в месяц.

О выполнении работ по модернизации опытного образца комплекса программных средств "Умный дом" говорится в документах, опубликованных на портале госзакупок. Заявки на участие в конкурсе ПАО "Ростелеком" будет принимать до 27 апреля 2016 г. Итоги по тендеру будут подведены не позднее 24 июня. Максимальная сумма контракта - 15 млн руб. (с учетом НДС).

"Ростелеком" готовится к предоставлению своим клиентам комплексного продукта под рабочим названием "Умный дом". Проводимая закупка нацелена на создание технической основы (ядра) для оказания данной услуги на базе национальной облачной платформы "О7", - пояснил корреспонденту ComNews представитель "Ростелекома". - Победитель закупки должен будет разработать промышленный образец комплекса программных средств для оказания услуги, доработать облачную платформу, разработать интерфейс для управления услугой".

В техническом задании указано, что победитель должен будет за не более чем 60 дней разработать промышленный образец комплекса программных средств "Умный дом". На проведение опытной эксплуатации комплекса программных средств "Умный дом" победителю дается не более четырех месяцев.

По словам представителя "Ростелекома", планируется, что комплексный продукт "Умный дом" объединит весь необходимый функционал для автоматизации жилища и различных аспектов жизнеобеспечения, включая мониторинг и управление объектами (видеонаблюдение, телеметрия - сбор и передача данных с устройств и датчиков и т.д.). Услугой "Умный дом", как говорится в техническом задании, также можно будет воспользоваться через мобильное приложение, которое будут поддерживать операционные системы iOS и Android.

"Подробнее о функционале и тарифах будет сообщено при запуске услуги в коммерческую эксплуатацию, - уточнил представитель "Ростелекома". - Тестирование услуги в пилотных регионах - МРФ "Северо-Запад" и МРФ "Волга" - запланировано на второе полугодие 2016 г.".

На вопрос ComNews, есть ли у NetByNet ("дочка" ПАО "МегаФон") уже аналогичное предложение в рамках концепции "умного" дома, представитель пресс-службы компании ответил так: "В марте этого года мы запустили услугу онлайн-видеонаблюдения для наших клиентов Wifire Camera. Новая услуга будет полезна тем, кто заинтересован в дистанционном присмотре за имуществом, а также, с согласия: за детьми, пожилыми родственниками, работой няни, производимыми ремонтными работами". В целом, как добавил он, NetByNet планирует развивать данное направление, предоставляя клиентам все больше услуг, позволяющих сделать дом более технологичным и безопасным.

Пресс-службы ПАО "Московская городская телефонная сеть" ("дочка" ПАО "МТС") и ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") в пятницу воздержались от комментариев.

На взгляд генерального директора "ТМТ Консалтинга" Константина Анкилова, российский рынок решений, созданных для реализации концепции "умного" дома, непростой. "С одной стороны, есть премиальный сегмент, где решения для "умных" домов уже установлены и работают. Растет он в основном за счет появления нового элитного жилья. С другой стороны, есть массовый сегмент, который пока не готов активно подключаться - число подключений на сегодня составляет немногим более 0,1 млн", - сказал корреспонденту ComNews Константин Анкилов. 

Развитие сервиса "Умный дом" в массовом сегменте, по его словам, возможно только при предложении недорого решения, которое обойдется абоненту не более чем в несколько сотен рублей в месяц. "В условиях приближения телеком-рынка к стагнации операторы изыскивают возможности для развития новых услуг, и благодаря этому есть шанс "раскачать" и рынок решений, связанных с реализацией концепции "Умный дом". Но операторы здесь столкнутся с конкуренцией со стороны неоператорского бизнеса, так как канал связи - лишь одна из составляющих решения. Вместе с тем у операторов есть преимущества. Во-первых, это уже имеющийся контакт с потенциальным клиентом. Во-вторых, возможность предложить решение для "умного" дома в пакете с услугами связи", - резюмировал Константин Анкилов.

По словам руководителя департамента ИТ и облачных сервисов J'son & Partners Сonsulting Александра Герасимова, в настоящее время уровень проникновения даже отдельных элементов "умного" дома в России составляет существенно менее 1% в жилой недвижимости и не более 5% - в деловой, и это положение не претерпевало существенных изменений на протяжении многих лет.

"Это говорит о том, что при традиционном подходе к реализации автоматизированного оптимизационного управления инженерными системами зданий и сооружений, требующего выполнения сложных работ по инсталляции и техническому обслуживанию автоматики непосредственно на объекте, концепция "умного" дома в принципе не востребована. Даже в сегменте элитного жилья и деловой недвижимости класса А и В, где уровень проникновения компонент "умного" дома существенно выше среднего, эта концепция воспринимается скорее как элемент престижа, нежели технология снижения эксплуатационных издержек", - заметил в беседе с ComNews Александр Герасимов.

Однако, как добавил он, в последнее время отмечается второе рождение концепции "умного" дома, связанное с развитием облачных платформ Интернета вещей, позволяющих перенести наиболее сложную и ресурсоемкую обработку данных с сенсоров в облако, что открывает дорогу к полноценному массовому внедрению этой концепции.

Как ранее сообщал ComNews, "Ростелеком" с целью умощнения платформы "О7" собирался закупить на 99,9 млн руб. серверное и сетевое оборудование, а также лицензии на программное обеспечение. Итоги по конкурсу "Ростелеком" планировал подвести 11 марта. Тендер подразумевал нескольких победителей . Кто победил в этом конкурсе, представитель "Ростелекома" в пятницу не уточнил.

"О7" - это комплекс интегрированных информационных систем, предназначенный для предоставления органам исполнительной власти различного уровня, органам местного самоуправления, коммерческим организациям и физическим лицам услуг по модели облачных вычислений.


Источник: ComNews, Андей Федосеев